Новости -> Киноатлас СССР
05.02.2022
Киноатлас СССР

Запуск проекта «Киноатлас СССР: опыт позиционирования многонационального государства»* инспирировал комплексный сбор и анализ визуальных материалов, открывая новые ракурсы рассмотрения кинофотодокументов как источников для изучения различных аспектов социокультурных преобразований в этнически разнородном и многоукладном пространстве Советского Союза в 1920–1930-х гг. В русле проектной гипотезы о почвенности направления этнографического кино в России/СССР, такая тематическая фокусировка позволила открыть неизвестные доселе опыты в истории отечественной визуальной этнографии/антропологии как (суб)дисциплины. Основными направлениями первого года работ по проекту стали «Опыты ученых», «Опыты кинематографистов» и «Совместные опыты исследователей и режиссеров в рамках проекта «Киноатлас СССР». 1) Опыты ученых. Научной группой проекта были проведены исследования тематических архивов ученых в фондах российских музейных и научно-исследовательских институций: фонд Б.М. и Ю.М. Соколовых в Российском государственном архиве литературы и искусства в г. Москве (РГАЛИ. Ф. 483), фонд Л.Л. Капицы в Российском этнографическом музее в г. Санкт-Петербурге (РЭМ–4903), фонд В.Г. Богораза в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН (СПбФ АРАН. Ф. 250), материалы о научном творчестве Н.Ф. Яковлева в Российском государственном архиве литературы и искусства в г. Москве (РГАЛИ. Ф. 2091). Проанализированы киноопыты, выразившиеся в теоретических разработках («Марксистская этнофильма» В.Г. Богораза, «Кино и научные экспедиции» Л.Л. Капицы, «Живой музей» и «Борьба за культурфильму» Б.М. Соколова, «Кино как научный метод» Н.Ф. Яковлева, «Этнографическая фильма» А.Н. Терского), а также в практических кинопроектах, выполнявшихся либо непосредственно учеными («Среди озер, лесов и порожистых рек Карелии» (1928), «По островам и берегам Баренцева моря» (1929) Л.Л. Капицы; «Кабардино-Балкария к 10-летию Октября» (1927) А.Н. Терского), либо при их консультационном участии («В Брянском Полесье» (1931), «Штурм Севера» (1931). 2) Опыты кинематографистов. Были проведены работы по анализу материалов фильмов о советизации самобытных регионов СССР: Восточной Сибири и Дальнего Востока, Северного и Южного Кавказа, Центральной Азии и Северного Причерноморья. Данные источники позволили вглядеться в запечатленные на пленках этнополитические, этноконфессиональные, колонизационные, гендерные и др. злободневные для изучаемого периода процессы, протекавшие на местах («Евреи на земле» А.М. Роома (1927), «Крыша мира» (1928) В.А. Ерофеева, Страна Нахчо» (1930) Н.А. Лебедева, «Камчатка Н.Д. Константинова (1928), «Потомок Чингисхана» (1928), «Байкал (по западному Прибайкалью до Монголии)» (1928), «По Бурят-Монголии» (1929), а также «Калмыки» (1927) и «Молодая республика (Калмыцкая АССР)» (1935). Отдельное внимание в ходе проектных исследований было отведено изучению феномена «антирелигиозного фильма» в СССР, преследовавшего целью создание «атласа конфессий» в Стране Советов. На материалах наиболее показательных в этом плане документальных кинолент «Сектанты» (1930) В. Королевича и «У сектантов» (1930) А.Н. Терского, была рассмотрена история формирования этого особого сегмента в направлении просветительского кино о народах и культурах 1920–1930-х гг. 3) Проект «Киноатлас СССР» как квинтэссенция научно-кинематографических разработок. За отчетный период были проведены и специально-направленные исследования документов о создании фильмов «Киноатласа СССР» в Российском Государственном архиве литературы и искусства (Москва): фонды киностудий «Совкино», «Востоккино», «Межрабпомфильм», «Кино-Сибирь», «Госвоенкино» за 1920–1930-е гг. (РГАЛИ. Ф. 645). Вновь собранные данные позволили развить и дополнительно аргументировать проектную исследовательскую о том, что в цепи культурно-идеологических оснований «атласного» проекта сплетались марксистское учение, идеи киноавангардного искусства, а также интенции самой этнонауки. Было верифицировано, что первоначально (в середине 1920-х гг.) проект советского «Киноатласа» задумывался как монтаж уже существовавших на тот момент материалов кинохроники краеведческого и производственного содержания. Однако уже на рубеже 1920–1930-х гг. проект был переформатирован в плане необходимости досъемки новых материалов, прежде всего, отражающих развитие советского строительства. Краеведческие кинозарисовки уступили свое место на экране полнометражным работам – так называемым «культурфильмам», сочетавшим в себе художественную форму с документальным, научно-популярным, а зачастую и пропагандистским содержанием. Научные результаты первого года проектных исследований опубликованы в 7 статьях в научных изданиях, индексируемых в международных базах WoS и Scopus, включенных в РИНЦ и перечень ВАК. Материалы работ по проекту были представлены в 16 докладах и презентациях участников проекта на международных и всероссийских научных форумах.

*Исследования проводятся при поддержке Российского научного фонда, грантовый проект № 21-18-00518https://rscf.ru/project/21-18-00518/

Последние новости

в этом списке нет новостей.

Календарь новостей

« Май 2022 »
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
 
 
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
12
13
14
15
16
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31