1. Предшествовать съемкам должен период узнавания,
исследования темы, героя, деталей окружающей их реальности и т.д. Стадия
исследования имеет особую роль в работе над этнографическими фильмами,
являясь неотъемлемой частью производства. Личный опыт автора по
отношению к снимаемому также является важным условием для работы над
фильмом;
2. Отказ от сценария как схемы для создания документального
этнографического фильма;
3. Минимизация авторского воздействия на героя и его
окружение в ходе работы над фильмом, невмешательство в естественные
событийно-деятельностные процессы, отказ от постановочности сцен
фильма;
4. Следование темпу и ритму существования героя внутри сцены,
как во время съемок, так и при монтаже фильма;
5. Основным приемом съемочных работ является
кинонаблюдение. Долговременное бережное кинонаблюдение в идеальной
ситуации может покрывать основные занятия героя(ев) в различные сезоны и времена года. В то же время, длительное кинонаблюдение позволяет достичь
более доверительных взаимоотношений с героем фильма, предполагающих
его привыкание к съемочной ситуации;
6. Рассказывание киноистории, прежде всего, через показ: то, что
рассказано, но не показано — не «достигает» зрителя в должной мере;
7. Минимальная роль привнесенных (по отношению к снимаемой
реальности) музыки и прочего звукоряда, выполняющих оформительскую
функцию. Основой фонограммы фильма является «звучащая реальность»;
8. Принципиальной является необходимость совмещения научно-
исследовательских и кинематографических навыков у
этнокинематографистов.
9. Морально-этическая и нравственная ответственность автора
перед героем и зрителем этнографического документального фильма;
10. Этнографическое документальное кино не является прямым
продолжением научного исследования, на кинематографическом языке
рассказывая истории о народах, культурах, сообществах, отдельных
личностях. Являясь разновидностью неигрового, этнографическое
документальное кино, с другой стороны, должно прорабатываться с точки
зрения этнографии, и не может обслуживать подходы к своим темам только
как к предмету экзотики.
© Головнев Иван Адреевич, 2008